Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автомобиль является экспертиза дорожных происшествий, которую в различных условиях часто по разному называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из указанных наименований не является правильным и научно-обоснованным.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных причин.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила это наименование более 7 лет назад, количество практикующих следователей, судей, юристов, адвокатов также продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс исследования, без уточнения точного вида экспертного исследования.

В результате такого общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в практике часто всплывают ситуации, когда в офис экспертного учреждения, где имеются тоже «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба, оценщики автомобилей), поступают материалы дела, где необходимы специальные знания эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

Возникает нехорошая ситуация, когда материалы возвращаются в следственные или судебные органы без исполнения, в результате чего установленные сроки расследования затягиваются из-за грамотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, состояние покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• состояние дороги в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• определение значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение транспорта и прочих участников на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспорта и иных объектов по поверхности автодороги;

Выявление обстоятельств, непосредственно связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: неверная разметка дороги, неблагоустроенность дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков, ошибочное расположение дорожных знаков и иные отрицательные особенности дорожной обстановки.

Для проведения автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту требуется предоставлять все имеющиеся материалы уголовного, гражданского, административного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для исследования необходимо глубокое изучение всего комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

В частности, в случаях, где главным фактором происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент происшествия.